В магазинах стало меньше привозного молока
Россияне предпочитают отечественное молоко импортному. Согласно глобальному исследованию Nielsen, 88 процентов опрошенных выбирают молочную продукцию локальных производителей. И доля импорта на российском рынке молока снижается с 35 до 25 процентов за последние четыре года. Эксперты уверены, что в течение ближайших 7-10 лет мы сможем окончательно решить вопрос с зависимостью от импортного молока.
По данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), доля импорта на рынке около 23-25 процентов. Доля белорусского молока в импорте за последние четыре года увеличилась. В 2013 году она составляла около половины, сейчас почти 80 процентов.
«У нас с Белоруссией единый рынок, который мы не можем контролировать и регулировать. И если мы говорим в целом об импорте, то, за исключением Белоруссии, его доля не превышает 3-5 процентов. Насколько высока вероятность, что в дальнейшем она будет снижаться? Во многом это зависит не только от бизнеса, но и от долгосрочной прогнозируемой господдержки в объеме, который обеспечил бы инвестиционную привлекательность молочной отрасли. Окупаемость проектов здесь не должна превышать 7-8 лет», — сообщил «РГ» исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов.
По словам эксперта, при наличии нужных условий и долгосрочных правил игры мы успешно сможем конкурировать с импортом. Последние три года на рынке сырого молока складывались благоприятные для фермеров условия, и мы видим устойчивый рост производства товарного сырого молока.
Ежегодно объем производства рос на 2-3 процента. За последние четыре года общий объем производства составил около 1,8 миллиона тонн. Нужно, чтобы такая ситуация сохранилась в дальнейшем, тогда за 7-10 лет мы полностью решим вопрос с зависимостью от импорта.
«У потребителей молочной продукции исторически существует лояльность по отношению к локальным производителям. Такого нет, к примеру, в овощном или мясном сегменте. Возможно, это связано с коротким сроком годности молочной продукции, регулярностью и объемами ее потребления, — говорит Владислав Чебурашкин, гендиректор компании „Братья Чебурашкины. Семейная ферма“. — Мы видим тенденцию позитивного развития молочного производства, в том числе и благодаря усилиям государства. Но проекты в молочном животноводстве дорогие и долгие, с невысокой рентабельностью и большими рисками. Сложно быстро и существенно нарастить производство молока. Мы верим в пользу конкуренции и за развитие качественных локальных брендов. От этого выигрывает покупатель. Но конкуренция должна быть справедливой, без подделок и контрафакта».
Беларусь больше других стран выиграла от введения продуктового эмбарго и существенно увеличила объемы поставок молока и молочной продукции в Россию. «Успехи белорусских производителей обусловлены не только политическими факторами, но и тем, что с 2004 года республика активно развивает молочную отрасль — вкладывает силы и средства в модернизацию предприятий, увеличение объемов и повышение качества сырья, расширяет географию и ассортимент экспорта», — говорит Марина Петрова, гендиректор Petrova Five Consulting.
Эксперт также отмечает, что недостаток сырья остается ключевым препятствием для развития молочной отрасли. Для выхода России на самообеспечение необходимо производить около 50 миллионов тонн молока, из которых более 90 процентов должно быть товарным. Нам нужно увеличить объемы производства товарного молока почти в три раза.
В обозримом будущем эксперты видят несколько трендов в российской молочной отрасли. Сегодня полка с молочной продукцией выглядит насыщенной. В Европе и Северной Америке производителей значительно меньше. Возможно, это означает грядущее укрупнение российских производителей, поскольку работать с торговыми сетями дорого и сложно.
Развитие сетевых операторов не только в качестве сбытовой сети и держателей сетевой торговой марки, но и в качестве производителей — еще один тренд ближайшего будущего. «Сеть „Магнит“ анонсировала крупнейший проект в Тамбовской области на 40 тысяч голов и 1 тысячу тонн в сутки переработки. Предприятие может стать одним из крупнейших в России на уровне Лианозовского комбината (PepsiCo) и Danon в Подмосковье. Агрохолдинги вынудят государство изменить подходы к поддержке молочной отрасли — крупные холдинги будут выходить в регионы и обеспечивать себе необходимый уровень господдержки, а региональные предприятия будут поглощаться либо будут вынуждены уйти с рынка», — считает Марина Петрова.
По данным Nielsen, в 2017 году в категории молочной продукции заметен рост цен. Он наиболее высокий среди всех категорий упакованных FMCG-продуктов, около 8-9 процентов, в пастеризованном молоке — 9,5 процента. На этом фоне спрос на молочную продукцию снижается в среднем по всем категориям на 4,5 процента каждый год.
«В целом в топе производителей на рынке пастеризованного молока остаются российские производители или международные компании с локализованным производством: это Danone, PepsiCo, частные марки ретейлеров, ГК „Российское молоко“, „Вологодский молочный комбинат“, „Молвест“. При выборе молока потребители ценят свежесть и обращают внимание на место производства, отдавая предпочтение местным производителям. На рынке также существенна доля небольших по объемам продаж игроков, что говорит о том, что потребитель не столько выбирает конкретные бренды, сколько свежие, натуральные и приемлемые по цене варианты. Мы видим рост интереса к безлактозным альтернативам молока: например, продажи соевого молока растут на 50 процентов в год», — говорит Владислав Андреев, руководитель группы по работе с клиентами Nielsen Россия.
подробней здесь: http://www.foodnewstime.ru/